Ежедневно лифты перевозят большее количество людей, чем любые другие транспортные средства. Выбор лифта – задача сложная, тем более с учетом его статуса средства повышенной опасности.

Специалисты отмечают, что многие заказчики понятие «лифт» отождествляют лишь с его кабиной. Это объяснимо тем, что для конечного пользователя главное – эстетика интерьера. Мало кто задумывается о безопасном и комфортном перемещении этой самой кабины. О том, что оно обеспечивается целой системой элементов и оборудования. О том, что размещение этих составляющих лифтовой конструкции требует определенной площади, и в результате является определяющим возможность монтажа лифтовой установки на конкретном объекте.

В России последние несколько лет активно формируется культура выбора и эксплуатации лифтов, специально спроектированных для индивидуального пользования. На западном рынке подобные коттеджные конструкции выпускаются давно и пользуются активным спросом в своем секторе. Отличие этих лифтов от привычных для нас установок, заключено в их конструкции, специально спроектированной для небольших объектов, с ограниченными параметрами для размещения, удобным интерфейсом и не рассчитанных на интенсивное использование.

Лифты для людей

Одна из главных составляющих инженерных систем любого современного здания – пассажирский лифт. Будь то офисный центр, гостиничный комплекс, жилой дом. К пассажирским лифтам предъявляются жесткие требования по безопасности, надежности, плавности разгона и торможения, точности остановки кабины, а также бесшумности при работе лифта. Современные пассажирские лифты ведущих производителей для жилых и административных зданий отвечают всем этим требованиям. В отделке оборудования используются различные материалы: от традиционного металла, высококачественного стекла, зеркал, натурального дерева или искусственного камня до отделки натуральным камнем, деревом или кожей. Возможна разнообразная отделка отдельных элементов оборудования, эксклюзивная отделка лифтовой кабины. Для отделки используются различные методы обработки и покрытия материала: рельефная, полированная нержавеющая сталь с покрытием под золото или серебро, зеркальные поверхности с гравировкой, стеклянные или алюминиевые панели с напылением, деревянные панели с инкрустацией, и многое другое.

Ряд декоративных приемов для закрытых лифтовых кабин (лифтов в глухой шахте) позволяет снизить эффект замкнутого пространства. Особенно это касается отделки потолков. К примеру, потолок из полированной нержавеющей стали с имитацией “звездное небо”, или зеркальный, визуально расширяющий пространство, или прозрачный потолок, пропускающий дневной свет в кабину.

Совершенно лишены «клаустрофобной» интимности эффектные панорамные лифты. Они украшают собой любой объект. Повышают его статус и инвестиционную привлекательность. Из кабины панорамного лифта пассажирам открывается обозрение внешнего пространства, поездка на этаж превращается из функциональной необходимости в приятное развлечение.

Полы и стены также могут быть декорированы в любом стиле и материале. Используются напольные покрытия из искусственного камня, уникального паркета, велюровых ковров вплоть до монтажа в пол плоского аквариума.

Но остановимся подробнее на основных параметрах, определяющих лифтовую установку и оценке возможности монтажа лифта в доме. При выборе лифта желательно рассматривать его как средство комфортного передвижения с этажа на этаж, максимально быстро и безопасно. Еще на стадии проекта грамотный архитектор планирует количество пассажиропотока, остановок, разводку линий движения так, чтобы не образовалось «пробок» из пассажиров (для многоквартирного или общественного здания), максимально сокращает время ожидания и другие параметры.

В основе – проект

Выбор любого лифта в здание любого назначения начинается с проекта. Пристальное внимание специалисты уделяют расчетам подъемного устройства и несущей способности конструкций здания, прокладке силовых и коммутационных кабелей. Важно тесное сотрудничество архитектора объекта с «лифтовиками» на начальной стадии проектирования. В проекте необходимо произвести тщательную проработку каждого отдельного узла – от расчетов, получения спецификации, первоначальной информации, поставки оборудования и до монтажа. Тщательная проработка всех узлов станет гарантией того, что заказчик получит надежный лифт, который будет в состоянии справиться с о своими функциями без проблем.

Более того, когда все основные параметры заложены на стадии проекта, никаких проблем с выбором лифта не возникнет. Можно подбирать его конфигурацию, тип привода, варианты шахты, расположения дверей на этажах и множество других опций, которые вряд ли станут доступны в готовом здании. Как правило, внимание уделяется стоимости, внешности, назначению конструкции. К примеру, если использование лифта предполагается чисто утилитарное, то можно выбрать экономичную конструкцию с минимумом отделки.

Если дом престижный и лифт призван служить в нем украшением, то можно заложить стеклянный панорамный лифт, заложить практически любую технически возможную форму. Любые опции и конфигурации доступны, если заложены в проект. Если же дом готов и возникает необходимость ставить лифт, тогда и появляются проблемы – нужно найти место, где возможно ставить конструкцию, какой конфигурации, какого размера, расположение входов-выходов. Но может случиться, что шахту придется пристраивать к дому снаружи. Это сопряжено с дополнительными расходами по исследованию геоподосновы, строительству самой шахты, подвода к ней отопления, так как лифтовое оборудование не может работать при температуре ниже +5 °С.

Привод и машинное отделение

Как известно, лифтовые установки могут быть снабжены электрическим или гидравлическим приводом. Каждому присущи свои плюсы и минусы. Отметим, что гидравлический привод позволяет перемещаться кабине со скоростью от 0,2 м/сек., но не более 0,63 м/сек, а высота подъема кабины, в силу конструктивных особенностей, не может быть более 25 м. Гидравлика прекрасно справляется со своей задачей в малоэтажной застройке, в коттеджном строительстве. Там, где не нужны высота и скорость.

Электрический привод более скоростной. Кабина такого подъемника в состоянии развивать скорость от 1 – 1,5 м/сек и выше. К примеру, японские разработки сверхскоростных моделей лифтов могут одновременно принять на борт 24 пассажира и транспортировать их вверх со скоростью порядка 60 км/ч или примерно 10 м/сек. Лифты с электроприводом инсталлируются на здания любой высотности. Одна установка может достигать высоты подъема свыше 60 м.

Относительно безопасности, обе конструкции, как правило, снабжены автоматическим возвратом кабины на нижнюю остановку при внезапном отключении электроснабжения.

На электрику ряд производителей сегодня устанавливают аккумуляторные блоки, позволяющие пользоваться подъемником в течении продолжительного времени после отключения энергии. Немаловажный момент – мощность привода лифта. Мощность гидравлического привода примерно в 1,5 раза больше, чем аналогичного электрического. Однако, гидравлика потребляет энергию только при подъеме кабины. Спуск происходит естественным образом под действием веса кабины.

Выбирая тип привода основное внимание уделяется размещению лебедки и шкафа управления. Для традиционных электрических лифтов необходимо предусмотреть над шахтой, в чердачном помещении или на техническом этаже, машинное помещение. В нем собственно и размещается шкаф управления и силовой привод (лебедка). При таком расположении машинного отделения основная нагрузка работающего лифта приходится на стены шахты, которые должны быть несущими.

Еще один тип электрических лифтов – лифты без машинного помещения. Лебедка такой конструкции размещается в стене шахты или в ее верхней части между направляющими. Таким образом, все компоненты лифта расположены в шахте, что существенно экономит площади. Единственное неудобство может доставлять необходимость обустройства доступа к лебедке для ее профилактического и технического обслуживания.

Экономно использовать пространство лифтовой установке позволяет отсутствие машинного помещения. У классического же лифта требуется обустройство машинного отделения вверху или рядом и приямка внизу шахты 1 -1,5 м глубиной. Не везде возможно соблюсти эти условия. Лифт без машинного отделения при монтаже сокращает объемы строительных работ и материалов, уменьшает общую стоимость строительства. В отличие от традиционных аналогов, такая конструкция позволяет экономней использовать энергию. В ее системе используется безредукторная лебедка, приводимая в действие синхронным электродвигателем с постоянными магнитами. Применяется привод с регулировкой по напряжению и частоте, оборудованный интеллектуальным модулем электропитания.

В шахте будет достаточно чисто, так как движущие элементы такого облегченного варианта лифта не требуют смазывания. Таким образом, это еще и экологически чистый агрегат для установки в доме.

Для монтажа гидравлического лифта достаточно только одной несущей стены шахты, так как в отличие от электрики, его привод размещается на удалении и не оказывает воздействия на стены. Силовым приводом гидравлических лифтов является гидроагрегат, представляющий собой бак для масла объемом около 200 л. В него погружен гидронасос. Гидроагрегат и шкаф управления могут размещаться в ряде моделей внутри шахты. Но в подавляющем большинстве используется возможность удаления привода до 15 метров от шахты и расположения его на уровне любой из остановок, в том числе, в подвале или мансарде. Агрегат занимает площадь примерно 1 х 0,5 м, а в высоту порядка 2,1 м.

Коттеджные вариации

1_bigЕсли говорить о выборе коттеджного лифта, то, по словам специалистов, между гидравлическим и электрическим, по большому счету, особой разницы нет. Оба вида имеют право на существование, оба надежны и предпочтения того или иного лифта зависят от заказчика, его требований к этому виду транспорта и предполагаемых условий эксплуатации. Они и по цене приблизительно сравнимы. Последние разработки малогабаритных электрических лифтов для дома могут даже быть несколько дешевле гидравлики.

Что касается преимуществ ряда гидравлических моделей, стоит заметить, что их грузоподъемность и размеры кабины можно менять, плавно меняя размер гидроцилиндра и мощность гидравлической установки. С электрикой такой «фокус» не пройдет. Здесь все несколько сложнее: заданы четкие типоразмеры и если что-то необходимо изменить, то это уже будет спецпроект, который стоит других денег. В гидравлике в отношении отделки, благодаря возможности модификаций технических параметров, возможно все что угодно: стекло, дерево, камень… Конструкция кабины может быть специальной и в соответствии с этим разработан ее дизайн. В электрическом лифте тоже возможно многое, но в известной степени с некоторыми ограничениями.

Что касается коттеджного лифта с электроприводом, то при стандартной конфигурации он будет существенно дороже гидравлики. Но сегодня на рынке производителями представлены недорогие коттеджные модели. Их невысокая стоимость обусловлена типовой конструкцией: минимальный размер кабины – 1х1 м, грузоподъемность 300 кг, скорость 0,15-0,3 м/сек. Основные преимущества домашнего лифта заключаются в низком энергопотреблении (от 700 Вт при скорости 0,15 м/сек от обычной сети 220 В) за счет применения энергосберегающей технологии, малом весе лифта, незначительном влиянии его на строительные конструкции здания, минимальных габаритах лифтовой шахты. Кроме того, такой лифт способен работать в автономном режиме от простых бытовых аккумуляторов 24 В, что актуально при нестабильности и перебоях с электропитанием за городом. Производители ряда моделей готовы гарантировать, что на аккумуляторах типовой комплектации лифт выдержит еще не менее 10 пусков. Конструкция таких лифтов компактна, монтаж стандартной самонесущей металлокаркасной шахты предельно прост и не занимает много времени. Лифты оснащены простой станцией управления, что упростило монтаж и эксплуатацию конструкции при выполнении всех требуемых норм по безопасности. Кроме того, конструкция лифта позволяет адаптироваться под запросы заказчика и архитектора, правда с некоторыми ограничениями, так как все-таки это типовая бюджетная установка.

В целом если сравнивать гидравлический и электрический лифты для коттеджей, то специалисты отмечают, что с гидравликой проще работать в плане оформления.

Что касается сервисного обслуживания, регулярного технического осмотра специалистом – этого требуют все без исключения конструкции.

Говоря о стандартных лифтах для многоэтажных зданий, то существенный минус гидравлики заключается в использовании его максимум до 20-25 м. И соответственно скорость больше 0,63 м/сек гидравлический лифт не разовьет. Есть, правда, некоторые производители изготавливающие конструкции с гидравлическим приводом, разгоняющиеся до 1 м/сек., но здесь могут возникнуть проблемы в техническом плане.

Есть мнение, что гидравлический привод более шумный и лучше ставить в коттедж электрические конструкции. Но нельзя однозначно сказать какой привод будет производить больше шума. Гидравлическое оборудование можно расположить как в подвале дома, так и отнести от самого подъемника на расстоянии до 10-15 м. В коттедже всегда можно выделить какой-то угол для установки гидроагрегата так чтобы он был легко доступен для обслуживания и при этом шум его насоса при работе не был слышен.

Сам лифт, точнее его кабина, перемещаются практически бесшумно, максимум может быть слышен незначительный звук открывающейся/закрывающейся двери.

Лебедка электрического лифта также издает не много шума, но так как она располагается в шахте звук работы двигателя, редуктора будет немного слышен.

Если сравнивать коттеджные модели электрического и гидравлического лифтов в плане потребления мощности, то существенная экономия будет именно у электрики, которая даже при скорости 0,3 м/сек потребляет всего 1,5 кВт мощности – меньше чем утюг. Гидравлика же, в зависимости от грузоподъемности, – 4-5 кВт и более.

Для монтажа лифтовой конструкции здание должно обладать определенными параметрами, наряду с минимальной площадью для шахты. Обязательно рассматривается такой параметр, как толщина перекрытия, особенно если лифт ставится в многоквартирном доме. В целом все необходимые расчеты делаются во время проектирования. Сложно, конечно, устанавливать конструкции в готовых зданиях, приходится монтировать лифт у стены и часть нагрузки распределять на нее, часть – на перекрытие, и, если есть возможность, то делается дополнительное усиление.

В идеале, как отмечают инженеры, чем раньше начать проектировать, тем больше будет возможностей.

Двери

Два стандартных варианта дверных конструкций – ручного открывания и автоматического. Они в свою очередь имеют подвиды. Автоматические двери могут быть центральными или телескопическими, а ручные распашными левого или правого открывания или «автобусными» – складываются «гармошкой», также левого, правого или центрального открывания. Для дверей центрального автоматического открывания требуется шахта размером в 2 раза больше. Для небольших домашних лифтов, рекомендуются двери распашные, ручного открывания. Но, в любом случае, все зависит от совместного мнения архитектора-дизайнера, владельца и технического консультанта.

Бытует мнение, что распашные конструкции более опасны, чем автоматические. Но специалисты отмечают, что скорее наоборот – опаснее автоматическая дверь, хотя бы по причине сложности конструкции. Но оговоримся, что у солидных производителей системы безопасной работы всех компонентов конструкции, в том числе и дврей, очень тщательно продуманы и отрегулированы.

Привод автоматической двери один из сложных механизмов. И, например, с точки зрения нахождения детей в коттедже, безопаснее ставить распашную дверь. Распашная дверь закрыта электромагнитным замком и плотно прилегает к раме, в отличие от автоматической, у которой есть зазоры. Если лифт не находится на этаже, она ни при каких условиях не откроется.

Несмотря на то, что автоматическая дверь более удобна в использовании, для коттеджа специалисты рекомендуют выбирать среди распашных конструкций. Более того, солидные производители обязательно оснащают все свои двери системами безопасности. В частности, на всю плоскость дверного проема конструкции устанавливается электронный барьер, чувствительный к попаданию предмета или части тела. В таком случае лифт с распашной дверью сразу останавливается во время движения даже между этажами. Автоматические двери во время движения в шахте закрыты плотно и фактически исключают попадание между ними и стеной шахты части тела или какого-то другого предмета. Поэтому их аналогичные барьеры рассчитаны на открывание двери на этаже в случае попадания постороннего предмета.

В коттеджном строительстве выбор двери зависит исключительно от индивидуальных особенностей, характеристик помещения, потребностей покупателя и, конечно же, бюджета. Отметим лишь, что недорогие распашные конструкции проще «вписать» в интерьер дома, можно установить двери, идентичные межкомнатным, в соответствии с общим стилем.

Системы безопасности

После изобретения более 150 лет назад первых аварийных систем безопасности – ловителей, лифтовые конструкции стали набирать популярность. Сегодня меняются прочностные и технологические характеристики ловителей, но принцип их остается. Это один из важнейших элементов безопасности при потенциально возможном обрыве тяговых элементов кабины.

С тяговыми элементами тоже происходят метаморфозы. Ряд производителей, например, предлагают вместо традиционных стальные тросов, требующих тщательного ухода, регулярной смазки, проверки, использовать плоские полиуретановые армированные ремни (от 20мм шириной). Ремни эти не только позволяют «отвоевать» полезные площади, но и обладают удивительной прочностью. Считается, что полиуретановые ремни существенно повышают уровень комфорта лифта за счет снижения шумов и вибраций. Но, как отмечают, специалисты разительных отличий между классикой стального троса и полиуретановым ремнем нет.

В целом, во время монтажа, любой лифт оснащается стандартным набором систем безопасности. В первую очередь, датчиками, реагирующими на задымление и повышение температуры, срабатывающими на отключение питания или превышение скорости и другими. В большинстве опасных ситуаций, реакция срабатывания обычно следующая: лифт сбрасывает все команды, не отвечает на приказы, опускается на первый или ближайший этаж, выводится из эксплуатации и стоит с открытыми дверьми.

Так же, в целях безопасности, во время движения дверные системы любого лифта обязательно блокируются.

В случае, если выключается питание, обязательно кабина лифта должна быть снабжена аварийным освещением (порядка 2 часов). В коттеджных поселках нередко отключается электроэнергия. Неприятно будет дожидаться аварийной службы в глухом заповедном уголке, в собственном доме, запертым в собственном лифте. Имеет смысл снабдить гидравлический или электрический лифт резервом мощности. С одной стороны это может быть генератор, обеспечивающий питанием весь дом, с другой – можно установить аккумуляторные батареи. Их располагают либо в шахте лифта, либо на самом лифте. Безусловно, эти опции не дешевы, но безопасность и спокойствие гораздо дороже.

Стоит отметить также, что ведущие компании помимо качественных характеристик и безопасности, стали уделять много внимания экологичности своих разработок.

Вызывные посты и управление

Если говорить о системах управления, то особого разнообразия здесь не наблюдается. Так, станция управления для домашнего лифта более компактна, чем для общественного. Последняя – крупнее, так как ее мощность больше и у нее предусмотрены несколько другие электронные приборы. Но принцип их работы, как правило, одинаков, а применение универсально. Изменения и корректировки вносятся только в зависимости от размеров лифта, его грузоподъемности.

Вызывные посты, индикаторы и прочие подобные элементы в основном отличаются по дизайну, а функции их везде одинаковы.

Современные системы управления лифтом, например, системы ограниченного доступа с помощью смарт-карт, магнитных карт, блокировку определенных этажей. Правда, эти опции больше характерны для общественных зданий. Если только это не пентхаус в многоквартирном доме, где блокировать доступ на этаж – необходимая мера безопасности. В коттедже специалисты рекомендуют придерживаться классики стандартных решений.

Безусловно, декорирование кнопок и индикаторов также зависит от плодов совместного поиска и фантазии. Существуют даже компании, специализирующиеся на индивидуальном дизайне лифтов в целом и различных элементов управления в частности. Они воплощают порой самые фантазийные идеи, но всегда соблюдают технологические требования и безопасность. Для тех, кому дизайнерские изыски не по карману, могут воспользоваться достаточно широким спектром вызывных постов, приказных аппаратов, индикаторов, отделочных материалов, предлагаемых производителями.

Дизайн и архитектура

kabiny-029Вопрос отделки кабины — целиком зависит от лимита средств и наличия вкуса. Разнообразие материалов для этой цели очень много. Рекомендуется с самого начала определиться, как будет отделан интерьер лифтовой кабины, какие материалы в нем будут использованы, насколько эксклюзивной или типовой он будет. Владелец (вероятно вместе с архитектором-дизайнером) может разрабатывать собственные идеи или использовать предложения из портфолио компаний (у крупных фирм всегда большой выбор). Чаще всего кабину изготавливают в пластике, нержавеющей стали, стекле, дереве, в сочетании нескольких материалов и т. п.

Элементам декора и архитектурным изыскам специалисты придают второстепенное значение. Главное – надежность, комфорт и долговечность. Архитектору важна еще и эстетическая сторона. Говоря о лифте, как о составляющей интерьера, эксперты понимают серьезную совместную работу архитектора, дизайнера и технического специалиста. Ими разрабатывается 3D-модель интерьера и конструкции лифта. Видение у всех разное: клиент хочет одно, дизайнер предлагает другое, специалист по лифтам указывает на возможность безопасной реализации проекта, и предлагает третье решение. Только после того, как все стороны приходят к консенсусу и утверждают проект, можно заказывать и монтировать конструкцию.

Из внутренних отделочных материалов самый простой и недорогой – чаще всего, гальванизированная сталь. В коттеджном строительстве распространена практика поставки и монтажа кабины в шахту без отделки. Потом за дело принимаются декораторы. Пределов фантазии не существует, в ход идет все – от пластика и дерева до гобеленов, кожи, меха, камня. Следует лишь помнить, что возможности по грузоподъемности лифта от тяжелых отделочных материалов снижаются. Оговорить дополнительный вес важно еще на стадии проекта. Этот дополнительный вес следует рассчитать, от него зависит тип используемого привода, габариты и другие параметры. Вплоть до перехода на другие способы подвешивания и направляющие.

Отдельной проработки требует обычно нестандартная форма: панорамный лифт, пирамидальная, призмовидная или круглая кабина. Конструкция в таких случаях серьезно усложняется. Хотя элементы остаются прежними – привод, направляющие и т.п., – иначе расположатся точки крепления, иначе распределится нагрузка.

В любом случае, грамотную и исчерпывающую консультацию по всем пунктам может дать только специалист. В солидной компании всегда помогут выбрать наиболее приемлемый тип оборудования, окажут помощь при подборе кабины, вариантов ее отделки (стены, пола), вызывных постов, освещения кабины.

Критерии качественного выбора

Определяющими качество показателями являются данные о бесперебойности работы, безопасности, пожаростойкости, скорости поездки, открытии/закрытии дверей, плавных торможении и остановке, комфортности поездки (отсутствие вибрации, рывков, шатания), а также гарантийных и послегарантийных обязательствах.

Срок гарантии на лифты составляет от 1,5 до 3 лет после ввода в эксплуатацию. В течение этого времени производитель несет ответственность за установленное оборудование. Гарантийный срок определяется поставщиком в зависимости от загруженности оборудования.

Часто заключаются и договора о послегарантийном обслуживании, которое подразумевает предоставление всех необходимых запасных частей в течение всего времени эксплуатации лифта (порядка 25 лет), регламентное обслуживание и другие работы.

Критерии выбора лифтов или эскалаторов зависят от заказчика, от которого поступает запрос на оборудование. Серьезные компании-поставщики и производители лифтового оборудования одновременно готовы удовлетворить требования заказчиков разных категорий.

Если, для архитектора важно новаторство, применение новейших технических решений. Они отдаст предпочтение оригинальному дизайну кабины лифта и обратит внимание, прежде всего, на стиль и внешний вид, на уменьшение строительных габаритов шахты и машинного помещения. Для девелопера на первом месте – оптимальное сочетание новых решений, качества и цены. Для строительной организации важна возможность применения стандартных строительных конструкций и технологий. Ну а для потребителя-пользователя – комфорт, надежность, безопасность.